большая луна

Почему нельзя ходить в баню ночью? Самые разные знатоки бани и банного искусства в один голос утверждают, что причина кроется в нечистой силе. В качестве доказательств и подкрепления своих слов рассказывают страшные истории.

Баня и мистицизм в рассказах переплетаются удивительным узором. Возможно, доля истины в этих историях и есть.

Сколько построек было у крестьян, да и в современном мире их полным-полно.

Сарай, погреб, поветь, хлев – ни одно из этих строений не обросло оккультизмом за вековую историю. А может быть, баня — это только баня даже ночью. Может, она не имеет ничего общего со скрытыми и неизвестными науке силами и явлениями?

Оглавление статьи

Таинственная баня

после бани

Баня – таинственное место. Такая слава за ней закрепилась прочно с далёких древних времён. В старинных рассказах баня стояла на перекрёстке стихий: берега и моря, земли и неба, жизни и смерти. Огонь, вода, воздух и земля соединились в одном месте.

И как тут не вспомнить о таинственной воде?! Она может быть одновременно в нескольких состояниях: вода, пар и даже лёд.

Всё банное пространство заполнено обычными, сугубо бытовыми предметами. Тазы, шайки, бочки, баки, ковши…

Но они все предназначены для воды: целебной, очистительной и жизнетворной. Всё в этом месте имеет свой негласный порядок, свои неписаные правила. Одно из которых: в баню ночью ходить нельзя.

А кто же следит за этим порядком, есть банный страж? Вот и пришла очередь рассказать о правителе бани, баеннике!

Баенник

дух бани

Всё банное пространство полностью принадлежит баеннику. Не любит он незваных гостей в бане ночью.

И дело тут далеко не в том, что он нечистая сила, а ночь — это его время. Всё несколько сложнее…

[bob_panel background=»#d2fec6″ border=»2px solid #cffec6″ shadow=»2px 2px 0px #eeeeee» radius=»5″]Баенник – языческое божество.[/bob_panel]

Язычники представляли мир как живое существо, такое же, как и они. Поэтому всё в природе было одушевлено, вещи и явления олицетворялись. Такое отношение помогало объяснить, почему происходит то или иное событие в природе. Рождались духи и боги, которые управляли миром людей.

У каждого языческого божества была своя стихия. Каждый из духов отвечал за один природный процесс.

Баенник — удивительное существо. Ему я посвятила отдельную статью Дух бани — Баенник. Посмотрите — очень познавательно!

Усилия христианства не прошли даром и баенника дискредитировали, снизили до уровня нечистой силы. А всё потому, что он отвечал за переход из одного измерения в другое.

Баня соединила в себе все четыре стихии. В древних поверьях человек, находящийся в бане, оказывается одновременно как бы в двух измерениях, двух мирах.

Одной ногой в потустороннем, иррациональном, мистическом банном пространстве. Другая нога – за пределами этого пространства. Граница сакрального мира – порог.

[bob_panel background=»#d2fec6″ border=»2px solid #cffec6″ shadow=»2px 2px 0px #eeeeee» radius=»5″]Одно из мест жительства, обитания стражника банного портала – порог бани. Отсюда и запрет людской: «Не стой на пороге».[/bob_panel]

Каждое языческое божество имело свой урочный час. Время духа бани – ночь, поэтому в баню ночью ходить нельзя. Баенник ревностно охраняет границы двух миров.

Правдивые факты старины

русская печь

  • В некоторых областях Вологодской губернии бань не ставили вообще. Не хотели покушаться на языческие владения.

А где же мылись тогда люди, спросите вы? Мылись и парились в печи – это исторический факт.

У моей знакомой бабушка живёт в Вологодской области. В детстве её саму так мыли. Когда Лена рассказывала мне свою историю, я была очень удивлена. Её рассказ подтолкнул меня, я стала собирать информацию по этой теме. Так и родилась моя статья «Можно ли мыться и париться в печи».

  • Согласно вепсским поверьям (финно-угорский народ, который проживает в Карелии, Вологодской и Ленинградской области), срубив баню, надо сразу договариваться, сколько смен народу будет ходить париться.

На третий и четвёртый пар, ночью, приходит мыться сам банный дух и весь сход языческих божеств.

Изначально, дух бани к нечистой и вредоносной силе не относился. Поэтому обереги от нечистой силы оставляли за порогом бани…

  • Языческому божеству чужды и враждебны атрибуты и символика христианства. Баня никогда не имела ничего общего с крестным знамением, молитвами, иконами и церковью.

По этой причине в бане не вешают икон, не крестятся. Каждый, вступающий во владение языческого божества, должен отрешиться от христианской принадлежности. В старину крестьянин, входил в баню без оберегов, показывал своё доверие истинному хозяину.

Правдивые факты наших дней

языческие праздники

В баню человек входит нагой, оставляя за порогом свою последнюю защиту, одежду. Мы как бы говорим хозяину бани: «Вот я, спокоен и беззащитен. Я пришёл в твои владения, прошу лёгкого пара».

У нас в деревне, до сих пор, банная пора установлена с пяти часов до девяти часов вечера. Это негласное правило соблюдается всеми, своего рода банный закон. По правде сказать, баньки наши скромные, к современным банным хоромам никакого отношения не имеют.

У нас всё по старинке. Мы не устраиваем бесконечных шумных вечеринок, пьяных посиделок в банях с песнями и громкой музыкой. Мы чтим неписаные старинные банные законы и ночью в баню не ходим. В юности я никогда не осмеливалась гадать в бане, так велик страх перед неведомым.

Я верю в то, что баня – это граница миров. В старину бани ставили у реки или озера, рядом с водой. Я думаю, что вода, это своего рода проводник в банном портале.

Как бы не было велико любопытство, нарушать банные запреты я не стану. Ночью в баню я не хожу и вам не советую. Как говорится: «Бережёного бог бережёт».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите здесь ваше имя